Среда, 21 Январь 2015 09:55

Андрей Талалаев: Футбол — это наукоемкое производство

От глобальных проблем в экономике до футбольной аналитики в медиа. Разговор с тренером «Волги» получился не типичным для интервью, которые обычно случаются, когда просто хочешь узнать о сборах команды. Будем надеяться, что обсуждение таких тем станет на «Голеаде» делом регулярным.

 

- Андрей Викторович, этой зимой много отвлекающих моментов от работы и внутри "Волги" и в российской экономике. Удается спокойно сосредоточиться на работе?

- У нас волнений не было, у нас только одно изменение: мы должны были проводить два сбора в Турции, а проводим первый из них в Сочи. Связано это, конечно, с экономикой. А так три сбора было запланировано, мы их и проведем. Плюс был еще втягивающий сбор, который мы провели еще до Нового года.

 

- Зачем был нужен этот дополнительный сбор?

- Пауза между окончанием сезона и возобновлением работы не должна составлять более 50 дней. Мы же знаем специфику российских футболистов. Какую работу им ни распишешь, а мы давали очень подробный индивидуальный план работы в отпуске, но практика показывает, что выполняет это не более пятидесяти процентов.

 

- Знаю, что в «Волге» научный подход к работе. Кто помогает ее организовать?

- Сразу скажу, что тренерско-административный штаб влияет на игру не меньше, чем качественно подобранные футболисты. Руководство клуба выбрало абсолютно правильную политику. У нас один из лучших тренеров по вратарям — Гутеев. Он постоянно совершенствуется, сейчас получает очередную лицензию. И вообще не часто встретишь тренера по вратарям, который вместе с оператором готовит специальную нарезку фрагментов, у которого собственная камера, которая снимает действия игроков на тренировке и в игре, чтобы исправлять ошибки. «Волга и еще может быть питерское «Динамо» с «Волгарем» три самые молодые команды. У нас всего в заявке 20 человек, за исключением Комарова и Полянина все моложе 30 лет, намного моложе. Потому привлечен тренер Вингард Александр, который работал с этими ребятами, у нас сейчас 12 собственных воспитанников на сборе. У нас есть тренер-реабилитолог, который пришел из баскетбола. БК «Нижний Новгород» больших успехов добился благодаря поставленной работе и мы стараемся тянуться за ним.


- Интересный симбиоз.

- Да, плюс привлечен тренер-итальянец, с которым мы работали еще в московском «Спартаке». Он с нами был на предсезонке в Словении. Приходится искать варианты сотрудничества из-за того, что введены миллионы отчислений за работу иностранных тренеров. Мы в «Волге» считаем даже тысячи, поэтому он нам помогает только на сборах. А в соревновательный период выполняем те программы, которые готовим на предсезонке. Его привлечение — важный этап работы. Есть уже опыт работы с GPRF, который контролирует перемещения на поле. Мы анализируем действия каждого отдельного игрока и индивидуально подтягиваем функциональные возможности. Чтоб было понятнее — в любом упражнении мы знаем, кто сколько раз пробежал, сколько изменил угол, направление движения, сколько выполнено упражнений с максимальной мощностью, а кто простоял. Мы знаем, кому еще нужна нагрузка, а кому пора отдохнуть. Благодаря этому за осенне-летний период у нас практически не было травм. Если вы посмотрите статистику ФНЛ, то у многих клубов выпадало до пяти-шести человек. У нас была единственная травма при переходе с искусственного поля на натуральное, когда футболист пропустил 8 дней.

 

- Т.е. можно в российских реалиях, при безумных переездах, контролировать нагрузки?

- Не только контролировать нагрузки, а еще развивать футболистов. Тренеры говорят и пишут о том, что в таких режимах нельзя вести полноценный тренировочный процесс, уверен, это все от лукавого. Можно находить методы и средства.

 

- Сильно помогает знание итальянского языка, чтобы брать оттуда какие-то наработки?

- Здесь не только итальянский помогает, еще и английский, чтобы читать первоисточники. А вообще, мне кажется, любой человек должен знать хотя бы один иностранный язык, заниматься самообразованием. Это не только тренеров касается. А в футболе постоянно в командах есть иностранные игроки. Мы сейчас в Сочи тренируемся, здесь уже «Сахалин» подъехал, «Енисей», всегда приятно перекинуться со всеми хотя бы парой фраз, в том числе с иностранцами.

 

- Раскройте внутреннюю кухню, если на установке нужно что-то донести специфическое до иностранца, вы на его язык переходите?

- Как у любого тренера у меня есть индивидуальные собеседования или по блокам — с защитой, с атакой — там можно говорить о каких-то тонкостях. А на установке перед игрой как правило звучат стереотипные фразы. Не бывает так, что мы говорим что-то новое и через час это надо выполнить на поле. Все прорабатывается на тренировках. Даже если ты посмотришь подборку по сопернику, по нашим действиям, ты уже поймешь, что от тебя требуется. А так, бывает иногда, что переходишь на иностранные языки с теми нюансами, которые у нас имеются в речи, потому что в совершенстве владеть чужим языком сложно.

 

- Зимой времени на подготовку много, отрабатываете какую-то новую тактическую схему?

- Вот как раз на этом сборе мы выбрали для спарринга сне самых сильных соперников и в одном матче 30 минут, в другом 45 пробовали новую схему. Пробуем расстановку с тремя центральными защитниками. Кто-то называет ее 3-5-2, кто-то 5-3-2.

 

- Довольны тем, что увидели?

- Если честно, то у меня есть 9 футболистов высокого уровня, которые быстро схватывают что-то новое, выполняют, что нужно. Разница между ними и молодежью, даже между теми, кто уже сыграл по 6-8 матчей в Первенстве, разница эта велика, но она сокращается. Видно стремление молодых понять и обучиться. Но пока очень сильно отличается то, что видишь на поле, когда играют два разных состава.

 

- Ваша команда прошла через серьезную встряску по ходу сезона, игроки были в конфликте с руководством клуба. Говорят, что трудности идут только в плюс для формирования коллектива.

- Уровень игры определяет класс исполнителей, которые у тебя на поле, но мы вынуждены были отказались от хороших исполнителей по объективным причинам и взяли более горячих, не доросших до определенного уровня футболистов. А по поводу коллектива - все великие тренеры говорят, что на становление команды надо три года. У нас идет формирование и пока оно не закончено.

 

- Удивляет в нашем футболе, что в медиа практически нет аналитических материалов. Вы на телевидении работали, а почему другие тренеры неохотно идут делиться своими мыслями?

- В некоторых программах тренеры намереваются донести мысль, что футбол — это наукоемкое производство. Жаждущим болельщикам нужны отправные точки, чтобы улучшить свое понимание футбола. Действительно у нас мало такой информации, хотя в последние годы работы в «Рубине» делился своими взглядами Бердыев. В интервью Слуцкого, Газзаева, когда он говорит о футболе, тоже можно многое почерпнуть.

 

- В российском футболе грядут перемены, связанные с кризисом, с возможным запретом финансировать команды из областных бюджетов и за счет госкорпораций. Как думаете, чем это грозит нашему футболу?

- Я не оракул, трудно что-то конкретное предсказать. Изменения в бюджетировании клубов все видят, другое дело, как быстро будут происходить события. Думаю, никто из руководителей не станет делать резких движений. На современном этапе без бюджетного финансирования российский футбол просто рухнет, особенно детский и юношеский. Но это тренерский взгляд изнутри, есть более квалифицированные специалисты в этих вопросах.

 

- А каковы ближайшие перспективы «Волги»?

- Уверен, что будущее у «Волги» светлое, не стоит обращать внимание на те слухи, которые есть вокруг нашего клуба.

 

Беседовал Владимир Митрофанов.

Фото: fcvolgann.ru

Прочитано 657 раз

Комментарии  

#2 estadio 21.01.2015 16:54
Вот и я всегда считал, что к футболу должен быть научный подход. А то мы хотим работать по старинке, а выигрывать у научных лабараторий в Лиге Чемпионов. Это и других видов спорта касается.
#1 Белый 21.01.2015 15:42
весьма интересное вью

У Вас недостаточно прав для комментирования