Во второй части интервью капитан "Иртыша" расскажет нам о неудачном начале сезона, своей позиции на поле. Александр расскажет с какой командой приходилось тяжелее всего, и кто, по его мнению, самый техничный игрок в ФНЛ.
«Было ощущение, что никто не верил, что мы можем играть и выигрывать»
— Команда неудачно начала сезон. В чём ты видишь причины?
В первую очередь неизвестность для команды и для большинства игроков. Мы не до конца понимали, что такое ФНЛ. Были немножко не уверены в своих силах, что мы можем играть и выигрывать. С «Енисеем» тем же счёт был в нашу пользу, первыми забили — могли довести матч до победы или сыграть вничью. Именно от неуверенности такой счёт в итоге получился — чисто психологически. Потом уже набили шишек, поняли, что можем играть на равных со всеми, и стали набирать очки.
— Харлачев в одном из интервью говорил, что как только он пришёл в команду, то увидел у всех потухшие глаза. Как вы с этим справились?
Был такой период, что я сам смотрел на ребят и было ощущение, что никто не верил, что мы можем играть и выигрывать. Харлачев поработал как психолог — с кем-то отдельно говорил, давал командные установки по 15-20 минут чисто на психологию: «Вы можете играть, там такие же люди, ничего страшного». Это принесло плоды. Каждый сначала поверил в себя, а потом в партнера и команду. От психологии много зависит, я считаю. Если ты уверен в себе то хоть Месси, хоть Роналду поставь против тебя — ты сыграешь хорошо.
«В одной игре с «Чайкой» я вообще сменил пять позиций»
— С приходом Харлачева ты фактически сменил позицию, перейдя на правый фланг. Где тебе удобнее играть?
Хороший вопрос. Куда тренер поставит, там и буду играть, как бы банально это ни звучало. Пока Харлачев ставит меня в полузащиту. Хотя если на поле пять защитников, то играю правого крайнего. В последней игре, например, крайнего правого полузащитника играл, то есть тренер видит меня пока там.
— Долго к новой позиции привыкал?
Через пару матчей стало привычнее. Тренер и на установке говорит, и после игр подходит и рассказывает, что требует в конкретной игре. Почему справа играю? Иногда от меня требуется с рабочей ноги сделать удар. Харлачев, наверное, заметил, что я могу убрать под левую и пробить. Но, естественно, я и не забываю про подачи, у нас в штрафной есть мощные Сычевой, Аршакян. Главное, чтобы в атаке была агрессия. В защите, понятно, надо помогать тому же Киселёву. Тренер это требует от всей команды — обороняться должны все.
— Судя по этому сезону — ты очень универсальный игрок. Насчитали минимум пять позиций, которые ты занимал на поле.
Я только в одной игре с «Чайкой» вообще сменил пять позиций. Сначала правый полузащитник, потом защитник, потом перешёл на левый фланг — в полузащиту, потом опустился в защиту. Закончил вообще в центре поля.
Справа было немного некомфортно, потому что я оборонительный игрок в первую очередь. Мой атакующий потенциал довольно скромный, багаж финтов ограничен (улыбается). Харлачев объяснил: используй свои сильные качества, больше бей, подавай в штрафную, больше агрессии. Мне стало привычнее уже.
«На «Оренбург» была задача - прессинговать»
— Какие есть нюансы в игре? Зависит ли тактическая схема от определённого соперника?
Играем 4–4–2. При Харлачеве мы выходили и в пять защитников — с «Оренбургом» и «Нижним Новгородом». Ну понятно, что статус команд такой — с ними играть в открытии атакующий футбол авантюра. Тренер решил начать от обороны, и строже сыграть сзади. Но в то же время, на «Оренбург» была задача - прессинговать их на чужой половине. В первом тайме центральные защитники били по аутам и не знали, что делать, потому что мы их напрягали. Харлачев на каждую игру делает разные схемы и объясняет нюансы. Бывает, он даже нас удивляет. Считаю, что для команды противника это тоже неожиданность.
Просто пример — матч с «Факелом». Мы с Астраханью до этого играли 3–5–2, и воронежцы готовились именно к такой нашей схеме. Они её даже отзеркалили. А мы с ними вышли в 4–4–2 и это было для них сюрпризом. Ещё и игроки вышли другие — для соперника это было неожиданно.
— К слову про «Факел». Там играет Андрей Разборов.
Да, мы с ним в хороших отношениях. Чисто по-дружески хочется быть выше Воронежа, чтобы подтрунивать над ним (улыбается).
— Если взять вашу игру с «Нижним», который ты уже упомянул, показалось, что они не выглядят суперкомандой — «Иртыш» играл с ними на равных.
Я тоже думал, что была равная игра — это первые эмоции после матча. Но если посмотреть по моментам, то они простили ещё до гола — нас здорово выручал Полетаев. Было момента три, и то только со стандартов. С игры, я считаю, у них ничего не было. Нас предупреждали перед матчем тренеры, что это козырь «Нижнего». К сожалению, не получилось Сапету накрыть в моменте с голом.
— С кем сложнее всего было играть в первом круге?
Могу назвать одну — «Алания». Если бы я не знал, что они вышли со ПФЛ, то я бы сказал, что команде ставят задачу выйти в премьер-лигу. Мне понравилось, что они очень агрессивно играют — все в атаку. Это мнение и многих игроков, что владикавказцы показали красивый показательный футбол. Остальные примерно одного уровня — это моё мнение.
Если брать из игроков, то даже сразу не вспомню. Но по последним матчам — Пиняев из «Чертаново». В первой игре не удивил, пусть и забил. А во второй он на фланге с Киселевым нас очень напрягал. Юркий такой паренёк, нельзя ему давать свободы, надо с ним быть постоянно. Похож на Месси, что ли, небольшого роста, техничный, быстрый — с такими неудобно играть. Может и влево, и вправо качнуть. Есть футболисты прямолинейные — убрали под свою ногу, сделали действие полезное и всё. Он не такой.
— Какие в первом круге были самые запоминающиеся игры?
Выделю две. Первая в Нижнем Новгороде во втором туре. Стадион чемпионата мира — впечатления непередаваемые. По матчу. Мы играли хорошо, уверенно, даже после удаления. Местные болельщики свистели, потому что мы владели много мячом. Были хорошие моменты, в том числе и у меня, когда Гоцук вынес мяч из пустых ворот, Понравилось, что мы играли раскованно — может удаление дало о себе знать, и нам уже терять нечего было, побежали в атаку.
Второй с «Балтикой» — там мы создали много и забили два гола. Почти каждая атака завершалась опасным моментом или ударом.
«Не успеваешь восстановиться полностью — особенно когда многочасовые перелёты»
— Как ты считаешь, тренер на бровке должен быть эмоциональным или, наоборот, стоять спокойно?
По-разному бывает. Кому-то надо, чтобы тренер кричал, кому-то, чтобы был спокойным. Мне важно, чтобы главный делал игровой подсказ. Не так, что ты ошибся, а он на тебя матом орёт, а именно давал советы по игре: выше, ниже, придержи. Я считаю, что тренер должен быть психологом и только по делу подсказывать. Я Харлачева в последних играх стал часто слышать, уже эмоции почти не сдерживает (улыбается). Но все строго по делу — подсказывает по игре. На дальней бровке я тренера не слышу — при пустых трибунах можно различить слова, а в манеже нет шансов. Спасибо болельщикам, они громко нас поддерживают.
Есть другой тип тренера — Калешин из «Балтики». Его было слышно — он очень громко кричал, подсказывал. Запомнил его и по ещё одному моменту: Шлеермахеру ногу свело, а Калешин выбежал на поле и начал первую помощь оказывать. Это очень круто было.
— Как тебе график ФНЛ, когда приходится играть на третий или четвертый день?
Тяжеловато. Из-за перелетов немного начинаем проседать под конец игры. Чисто физически подустали и голова медленнее работает. Не успеваешь восстановиться полностью — особенно когда многочасовые перелёты.
У нас почти нет тренировочного процесса — просто восстановление. А как по науке, чтобы тело восстановилось надо 72 часа. У нас всего трое суток и игра. Надо же потренироваться но не всегда получается. В Оренбург мы долго добирались, много сидели в аэропорту., но успели восстановиться и выдержали их темп.
— Чувствовалось, что КДК поддушило немного, учитывая ситуацию с домашней игрой против «Велеса», которую провели вне Омска?
Внутри команды немного обсуждали эту ситуацию. Парни не понимали, почему так происходит. Хотя я считаю, что, может быть, решили к нам придраться. Потому что мы ездим в другие города — ситуация хуже. В Брянске через дезинфекционный коридор проходили, а он не брызгал. Делегат закрыл на это глаза. Про болельщиков вообще молчу. Написали, будто они что-то судье кричали … Но! В каждом матче, в каждом городе такое есть. В первой, второй, премьер-лиге, но именно в Омске решили к этому придраться. Если уж придираться, то к каждой команде по таким мелочам. Непонятно почему так происходит именно с «Иртышом». Мы в Омске сыграли 2–3 матча и нас лишают опять возможности сыграть дома. Хотя в то же время развивают футбол, всё делают для болельщиков… А нас этого лишают.
Текст: Александр Лютов, корреспондент портала Om1.ru Павел Красоткин
Фото: ФК "Иртыш", Футбольная Национальная Лига